Статья: Повышение квалификации микробиологов

Бережкова Ольга Ивановна,

преподаватель АНО ДПО «Учебный центр профподготовки ЭФКО»,

начальник лаборатории микробиологии АО «ЭФКО»

 

 

На обеспечение постоянного профессионального роста сотрудников любой компании и их непрерывного самосовершенствования направлено важное звено системы образования — дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Дополнительные профессиональные программы подразделяются на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Программы повышения квалификации направлены на развитие компетенций, а программы профессиональной переподготовки направлены на формирование компетенций, позволяющих слушателю вести профессиональную деятельность в новой сфере. Причем если в процессе переподготовки предполагается овладение слушателем базовыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, то результатом прохождения курсов повышения квалификации должно стать всестороннее развитие, «углубление» уже имеющихся компетенций, приобретение дополнительных. Кроме того, получая дополнительное профессиональное образование, слушатель имеет возможность пополнить уже имеющиеся у него теоретические знания, расширить границы собственного опыта, обновив его с учетом последних тенденций в профессиональной области.

В АНО ДПО «Учебный центр профподготовки ЭФКО» организовано прохождение курсов повышения квалификации по программе «Микробиология пищевых продуктов. Правила безопасности при работе с микроорганизмами 3-4 групп патогенности». Курс рассчитан на 141 час и состоит из следующих тем:

  • Основы общей микробиологии;
  • Правила безопасности при работе с микроорганизмами 3-4 групп патогенности;
  • Классификация микроорганизмов по группам патогенности;
  • Техника микрокопирования;
  • Правила отбора проб для микробиологических испытаний;
  • Микробиологический контроль пищевых продуктов;
  • Санитарно-гигиенический контроль производства пищевых продуктов.

Дополнительному профессиональному образованию присущ ряд качеств, отражающих специфику его функционирования, которые активно используются в ходе повышения квалификации микробиологов, такие как:

  • развитие с опорой не только на теоретический, но и на практический опыт;
  • формирование способности личности к самоорганизации и саморегуляции;
  • обучение друг друга всеми субъектами образовательного процесса.

Развитие с опорой не только на теоретический, но и на практический опыт обусловлено необходимостью учета в процессе подготовки микробиологов не только новейших теоретических разработок в области пищевой промышленности, но и реальных потребностей обучающихся, исходя из их практического опыта.

Формирование способности личности к самоорганизации и саморегуляции напрямую связано с умением человека самостоятельно выявлять «пробелы» в своей профессиональной компетентности, планировать результаты обучения и на основе полученных знаний решать задачи, приводящие к достижению поставленной цели.

Обучение друг друга всеми субъектами образовательного процесса заключается в том, что в ходе проведения занятий происходит взаимообмен опытом, мнениями слушателей в области их профессиональной деятельности.

Микробиология на сегодняшний день – это развитая отрасль знаний, тесно связанная с другими дисциплинами, прежде всего клиническими (инфекционные болезни.), медико-профилактическими (эпидемиология, гигиена), а также фундаментальными (биология, генетика, биохимия и др.).

Среди всех видов лабораторных исследований, общеклинических, биохимических, иммунологических, серологических, цитологических, генетических, токсикологических – микробиологические исследования занимают особое положение. Это обусловлено возрастанием инфекционных рисков общественному здоровью и биологической безопасности пищевых продуктов.

В плане преподавания, микробиология является таким направлением, в котором сочетаются и тесно переплетаются консерватизм и инновации. По-прежнему «золотым стандартом» микробиологии остается микробиологический (бактериологический, микологический, вирусологический) метод исследования.

Уже сейчас микробиологические лаборатории испытывают кадровый дефицит в микробиологах с профильным образованием. Решением данной проблемы является обучение сотрудников с использованием системы ДПО. Ведь такая форма обучения позволяет получить знания, которые будут непосредственно применены на практике, так как программа обучения «Микробиология пищевых продуктов. Правила безопасности при работе с микроорганизмами 3-4 групп патогенности» разработана в соответствии с актуальными задачами пищевого производства.

2024