Шевченко Ирина Владимировна, преподаватель АНО «Учебный центр профподготовки», начальник бюро менеджмента качества и безопасности продукции АО «ЭФКО»
Вряд ли кому-то из нас безразлично, что мы употребляем в пищу. Некачественные продукты, приобретенные в магазине, или ужин в ресторане, приготовленный с нарушением технологии, могут нанести серьезный ущерб здоровью и даже привести к летальному исходу.
Статистика показывает, что недостаточно следить только за качеством конечного продукта предприятий-изготовителей. Продукция может быть подвержена угрозе порчи в любом звене логистической цепочки, включающей сельхозпроизводителей, производителей продуктов питания и упаковки, оптовую, розничную торговлю, предприятия общественного питания и транспортников. Усилиями только контролеров предприятий и государственных органов достичь полной безопасности отрасли не представляется возможным. Только вовлечением всех работников пищевой индустрии в обеспечение безопасности продукции можно достичь желаемого результата.
Что такое система? Это взаимодействующие между собой элементы: подразделения, бизнес-процессы, персонал, показатели деятельности и правила. У системы всегда есть цель, и все элементы должны рассматриваться нами с точки зрения достижения цели системы. Элементы системы должны быть согласованы между собой относительно цели системы. Если элемент системы имеет показатель, который будет подталкивать его действовать вопреки целям системы, то система не достигает своей цели в полной мере.
Для обеспечения качества и безопасности пищевой продукции на каждом этапе ее производства, транспортировки и реализации были разработаны системы менеджмента качества и безопасности продукции.
Внедрение систем менеджмента качества и безопасности продукции на предприятиях пищевой отрасли является обязательным в странах Евросоюза, Австралии и в Северной Америке. С 2013 года Россия также законодательно присоединилась к этим государствам.
В основе систем менеджмента качества и безопасности продукции лежит системный подход, охватывающий управление безопасностью пищевой продукции на всех этапах – от получения сырья до потребления продукта потребителем. Это позволяет определить ответственность каждого сотрудника за обеспечение безопасности пищевой продукции. Слаженные совместные действия всех сотрудников запускают механизм предупреждающих мер вместо исправления уже возникших проблем. Это дает существенную экономию за счет сокращение выпуска некачественной продукции. Кроме того, повышается доверие партнеров и потребителей, привлекательность для инвесторов.
Вступление России в ВТО, изменение санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, введение Технических регламентов Таможенного союза, в частности «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), требует наличия систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции, на каждом предприятии, изготавливающем, хранящем или реализующем пищевую продукцию (в том числе предприятия, производящие продукцию общественного питания).
Предприятия, уже внедрившие системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции, получают преимущества перед конкурентами при участии в тендерах и заключении контрактов с иностранными партнерами. Повышение доверия потребителей также не заставит себя ждать. В итоге, достигается цель каждого предприятия — повышение конкурентоспособности продукции.
2024